Пятница, 26.04.2024, 10:19Вы вошли как магл | Группа "Маглы (гости)" | RSS
Меню сайта
Категории раздела
История магии [2]
Кто есть кто в волшебном мире [11]
Оружейная комната [4]
Теория магии [1]
Разное [28]
Новые картинки
портрет
фэнтези
портрет
живопись
колдунья

Статьи "Ведьминых сказок"


Главная » Статьи » История магии

Михаил Попов - Верхом на метле (страница 2)
Нравится

Молот ведьм

Преследования ведьм начались в Швейцарии и Хорватии и сперва имели несистематический характер, однако гражданские суды охотно поддержали "инициативу снизу”. Инквизиция подключилась к этому процессу лишь в 15 веке, причем ее роль в "охоте на ведьм” была сравнительно невелика.

Базовая теория охоты на ведьм была проста и доступна любому крестьянину — считалось, что дьявол способен вселиться в живое существо (иногда судили даже животных) и управлять его поступками. Некоторые люди — в особенности женщины — добровольно шли ему в подчинение, совокупляясь с бесами и вытворяя всякое зло.

40 Kb

Альбрехт Дюрер. Четыре ведьмы. 1497 год.

Интересно, что согласно римскому праву, усвоенному европейскими государствами, человек считался невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Однако в соответствии с церковными канонами, исходившими из принципа "первородного греха”, человек изначально виновен и должен доказывать свое благозаконие. На этом и основывались процессы над ведьмами.

   Основным документом, дошедшим до нашего времени и позволяющим судить об охоте на ведьм, является "Молот ведьм” ("Malleus Maleficarum”, он же "Hexenhammer”). Этой книге предшествовала булла Папы Иннокентия VIII, изданная в 1487 году. Она была посвящена "вспышке” еретических настроений и ведьмовства в долине реки Рейн и предписывала двум инквизиторам — Генриху Крамеру (Инсисторису, 1430—1505) и Якобу Шпренгеру (1436—1494) начать немедленную борьбу с этими явлениями.

Два монаха взялись за дело с редкостным рвением и 9 мая 1487 года представили свой труд на кафедре теологии Кельнского университета. В дальнейшем "Молот ведьм” стал очень популярен, хотя университет и не утвердил эту книгу в качестве официального руководства для охоты на ведьм. Более того, Крамера даже хотели отдать под суд инквизиции, так как в "Молоте ведьм” он слишком уж подробно исследовал вопросы демонологии.

Сама книга имела три части. Первая доказывала существования ведьм, вторая описывала их колдовство, а третья была посвящена суду над ведьмами и способам уничтожения последних. По сути, "Молот ведьм” не был чем-то радикально новым и представлял из себя систематизированный сборник суеверий и действующих церковных практик в отношении ведьм.

Работая инквизитором в Тироле, Крамер уговорил одну распутную женщину спрятаться в печи и изображать оттуда голос дьявола. Такая хитрость позволила ему обвинить и подвергнуть пыткам множество людей.

Поводом для ареста по обвинению в ведьмовстве могло быть что угодно. В то время была очень велика детская смертность — поэтому часто арестовывали акушерок, якобы принесших младенца в жертву Сатане. Подобная участь ждала и целительниц. В "Молоте ведьм” ясно сказано: "Если женщина, не имеющая образования, осмеливается заниматься врачеванием, она — ведьма и должна умереть”.

В большинстве случаев обвиняемая не могла получить официального защитника, поскольку "только злой колдун мог пытаться защитить ведьму”. Для Шотландии это было исключением  — ведьмы могли иметь "адвоката”, а в Англии обвинитель должен был привести реальные доказательства вины ведьмы.

Охотник за ведьмами

В 17 веке в Англии действовал профессиональный "охотник за ведьмами” Мэттью Хопкинс. Пытки в этой стране были запрещены, поэтому Хопкинсу приходилось идти на ухищрения, чтобы выбить из жертв признания. Например, он лишал подозреваемых сна, топил их в воде, тыкал ножами и иглами в поисках "дьявольских отметин”. Говорят, будто разъяренные крестьяне поймали Хопкинса и подвергли его "испытанию водой”. Хопкинс не утонул, поэтому его повесили по обвинению в колдовстве.

В 1968 году по истории Хопкинса в США был снят фильм ужасов "Witchfinder General”.

46 Kb

Ведьмы открывают Хопкинсу имена своих фамильяров.

Бог в помощь

29 Kb

Испытание раскаленным железом. Дирик Бутс Старший.

Ордалии — разновидность Божьего суда, основанного на вере в то, что Господь всегда помогает невинным. Классические ордалии — испытание раскаленным железом и водой. В первом случае обвиняемый должен был взять в руки кусок раскаленного докрасна железа и пройти с ним девять шагов. В зависимости от обычаев, доказательством невиновности служило либо полное отсутствие ожогов, либо их быстрое (рука завязывалась бинтами на три дня) заживление.

В Англии имелся другой вариант — на пол выкладывалось девять раскаленных в печи плужных лемехов. Человеку завязывались глаза — если он мог пройти от одной стены до другой, не наступив на горячий металл, все обвинения с него снимались.

Классическое испытание водой было еще менее приятным — к человеку привязывался груз и беднягу кидали в водоем. Если он ушел на дно — виновен. Этот странный обычай, возможно, происходит от легенды о епископе Квиринусе, брошенном в воду язычниками. На шее у святого отца висел мельничный жернов, однако епископ не утонул.

Более поздний способ испытания водой был проще — в горшок с кипящей водой (реже использовалось масло или расплавленный свинец) помещался некий освященный предмет — кольцо или даже камень. Обвиняемый должен был извлечь его. Виновность определялась тем же способом, что и при испытании огнем.

Испытание водой также могло заключаться в необходимости выпить "горькую воду” — обычную воду, которая якобы должна превратиться в яд, если человек был виновен.

У иудеев была похожая практика. Жене, заподозренной в супружеской неверности, давали выпить "горькие воды” Сота — то есть, проще говоря, воду, которую заколдовал священник. Если она действительно изменяла мужу, то "опухало чрево ее и опадало бедро ее” (Тора, книга Бемидабар, 5.27).

С ведьмами испытание водой "работало” наоборот. Связанную по рукам и ногам женщину бросали в воду. Считалось, что ведьма отказалась от своего крещения и ее не примет вода. Поэтому если она была ведьмой, то не тонула. А если все же уходила под воду (зачастую спасти ее не успевали) — ничего страшного, будет ей царствие небесное.

Некоторые исследователи высказывают сомнительное предположение о том, что у средневековых ведьм (вернее говоря — женщин, считавших себя таковыми) была специфическая диета, поэтому в их желудке скапливался газ и женщины не тонули.

В 1215 году Четвертый лютеранский собор запретил использование ордалий, однако, несмотря на это, практика "Божьего суда” сохранилась вплоть до конца 17 века.

Пытки

Для получения признаний от ведьмы (равно как от еретика или другого обвиняемого) широко использовались пытки. Инквизиция была очень щепетильна в этом вопросе — существовали подробные инструкции, регламентировавшие процесс пыток вплоть до количества узлов на веревках и оценки физического состояния обвиняемого после каждой пыточной операции, чтобы тот мог "дотянуть” до суда.

16 Kb

Тиски для пальцев.

Пытки практиковались как инквизицией (с 1252 года), так и светскими судами, причем в первом случае они были менее кровавыми (но не менее мучительными), так как святым отцам запрещалось проливать кровь, калечить и убивать. Кроме того, жертве обычно сперва лишь показывали орудия пыток (или позволяли посмотреть их применение на другом несчастном). Чаще всего это зрелище вдохновляло человека настолько, что он признавался в чем угодно.

Пытки проводились официально, причем в некоторых случаях они были обязательными. Например, в Риме показания раба считались правдивыми лишь в том случае, если они получены под пытками (предполагалось, что иначе он всегда будет лгать). В средневековье пытки часто были предварительным дополнением к смертной казни — так можно было узнать имена сообщников преступника.

Видов пыток было множество — мы остановимся лишь на самых распространенных. Strappado — подвешивание на веревках, или "палестинское подвешивание” (считалось, что его практиковали на Востоке). Руки жертвы связывались за спиной, а конец веревки цеплялся за крюк или балку в потолке. Под действием веса тела руки, заведенные назад, начинали выворачиваться, причиняя сильнейшую боль. К ногам мог подвешиваться дополнительный груз.

Последний громкий случай применения "палестинского подвешивания”  — случай в американской тюрьме Абу-Грейб, где в ноябре 2003 года от такой пытки погиб заключенный Манадель аль-Джамади.

Применялась также и дыба — деревянная скамья, снабженная блочным механизмом, с помощью которого можно было растягивать конечности пытаемого в разные стороны. Во время такой процедуры раздавался сильный треск от расходившихся хрящей суставов, лопавшихся связок и ломавшихся костей.

60 Kb

Пытка водой в Антверпене, 1556 год.

Пытка водой, или "водное излечение”, использовалась в двух видах. В человека могли насильно вливать огромное количество воды, либо его лицо закрывалось тканью и ее поливали водой. В любом случае достигался эффект, схожий с утоплением.

Хорошо известны и "испанские сапоги” — металлическая обувь, которая надевалась на ноги жертвы и подвергалась медленному нагреву.

Железная дева
9 Kb

Железная дева из Нюрнберга.

Средневековые пытки часто ассоциируются с экзотическим механизмом казни — так называемой "Железной девой”. Вопреки распространенному заблуждению, этот "прибор” был изготовлен лишь в одном экземпляре в Нюрнберге (Германия). Первой его жертвой 14 августа 1415 года стал фальшивомонетчик.

Железная дева представляла собой металлический саркофаг в форме человеческой фигуры. У устройства имелось две двери, внутренняя была поверхность покрыта шипами, расположенными таким образом, чтобы протыкать тело жертвы, не убивая ее, но причиняя неимоверную боль. Железная дева применялась не для пыток, а для казни.

Согласно ритуалу, осужденный должен был пройти семь комнат и семь коридоров, в конце которых было помещение с Железной девой. Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых.

Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние "клиента”. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. Оригинал Железной девы был уничтожен во время авианалета на Нюрнберг в 1944 году.

Казнь

Мало кто из женщин мог вынести пытки и не признаться в колдовстве. Известно лишь несколько подобных случаев, когда "ведьмы” терпели мучения и, в конце концов, объявлялись невиновными. При необходимости более жесткого воздействия на жертву инквизиция могла передавать ее светскому суду — а тот не был ограничен в методах.

Зачастую трибуналы заявляли, что ведьма терпит пытки при помощи Дьявола — и это становилось доказательством ее вины. Приговор был окончательным и приводился в исполнение очень быстро — лишь в Англии осужденным позволялось подавать апелляцию.

44 Kb

Сожжение содомита в Цюрихе, 1482.

Основным видом казни для ведьм, еретиков и гомосексуалистов было сожжение. В Германии женщинам предварительно вырывали соски из груди. Сожжениями прославилась испанская инквизиция, разработавшая сложную процедуру аутодафе (auto-da-fe — "акт веры”). Если ведьма во всем призналась и покаялась перед церковью, то ее участь облегчал палач  — перед сожжением женщину душили.

29 Kb91 Kb

Удушение перед сожжением. Литография 19 века.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году.

Как правило, смерть на костре наступала от отравления диоксидом углерода. Однако если разводился "медленный огонь”, дававший мало дыма, то нераскаявшаяся (незадушенная) жертва горела заживо и погибала в страшных мучениях.

52 Kb82 Kb

Повешение ведьм в Англии.

Ян Люйкен. Сожжение Анны Хендерикс в Амстердаме. Женщину опускают в огонь на лестнице.

В Англии ведьм сперва казнили на виселице, а через полчаса — сжигали. В Германии приговоренным иногда позволялась особая милость — на грудь вешался мешочек с порохом, который взрывался в огне, либо жертв привязывали к лестницам и опускали в уже разведенный костер.

В некоторых случаях смертная казнь для ведьм заменялась пожизненным заключением. Его предваряло публичное унижение (плевки, высмеивание, забрасывание грязью), далее — лишение всех прав и имущества и помещение в камеру с антисанитарными условиями. Ведьме не позволяли мыться (считалось, что чистота тела — только в радость дьяволу). Такое заключение длилось недолго — человек умирал от болезней и плохого питания.

Подобным образом умерла женщина, которую можно действительно назвать ведьмой. Кровавая графиня Елизавета Батори, убившая свыше 600 человек, была замурована в своей комнате. Через небольшое отверстие в стене ей передавали пищу. Без света и свежего воздуха она продержалась всего три года — с 1614 по 1617.

* * *

Ведьмы были созданы стараниями средневековых мракобесов, сочинявших про них самые нелепые истории. Классические признаки ведьмы — не более чем вымысел. В те времена колдуньи были мало чем похожи на расхожий образ женщины, оседлавшей метлу. Однако многовековое упорство церковников, убеждавших людей в реальности ведьм, не прошло даром.

В конце концов кое-кто из тех, кто называл себя колдунами, стали копировать придуманные ведьмовские обряды, исключая из них лишь самые мрачные и жестокие действия. Мы получили два вида ведьм — старинных, жутковатых и злобных, смотрящих на нас со страниц сказок и фэнтези-книг; а также современных — практикующих некую "природную магию” и исповедующих хаотичную смесь языческих верований.

Многообразие ведьм — явление уникальное и замечательное хотя бы потому, что на основе накопленного пласта мифов и легенд можно построить практически любой яркий образ — от доброй старушки-травницы до злой красавицы, мечтающей захватить власть над всем миром. Ведьмы — отличный, богатый материал для фэнтези и даже для фантастики. А это значит, что мы с ними еще встретимся — и далеко не один раз.



Источник: http://www.mirf.ru/Articles/art918_2.htm
Категория: История магии | Добавил: Гоша_Каджи (30.06.2011)
Просмотров: 1452 | Теги: история, колдовство, МФ, магия, ведьмы, Мир фантастики, прошлое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0