Пятница, 29.03.2024, 02:42Вы вошли как магл | Группа "Маглы (гости)" | RSS
Меню сайта
Категории раздела
История магии [2]
Кто есть кто в волшебном мире [11]
Оружейная комната [4]
Теория магии [1]
Разное [28]
Новые картинки
портрет
фэнтези
портрет
живопись
колдунья

Статьи "Ведьминых сказок"


Главная » Статьи » Кто есть кто в волшебном мире

Михаил Попов - Дети облака (страница 2)
Нравится

Кентавры вблизи

Откуда все же взялся образ кентавров? Он не мог возникнуть на пустом месте — кентавры, как и почти все другие вымышленные существа, должны иметь некие прообразы.

26 Kb

Кентавр на этрусской (этруски — предки римлян, предположительно выходцы из Азии) мозаике.

Популярна теория о том, что кентавры появились в искусстве Вавилона во 2-м тысячелетии до нашей эры. Предполагается, что кочевники-касситы, сражавшиеся за доминирование на Ближнем Востоке, поклонялись тотемному существу — крылатой лошади с лицом человека.

Также возможно, что захватчики, сидевшие верхом на конях, могли восприниматься некоторыми ближневосточными народами, как единое существо (отсюда и мифическая агрессивность кентавров). В пользу этой теории говорит история завоевания Южной Америки, когда индейцы также часто видели в конных конквистадорах волшебное существо. В любом случае, древние греки, "знакомые” с одомашненными лошадьми, вряд ли могли вообразить себе такое — поэтому наиболее резонным является предположение, что они усвоили образ кентавра из других, более древних культур.

Никогда еще индейцы не видели лошадей, и показалось им, что конь и всадник — одно существо, могучее и беспощадное. Луга и поля были заполнены индейцами, бегущими в ближайший лес.

Берналь Диас дель Кастильо (1492-1584), испанский конквистадор

  При изучении образа кентавров в искусстве часто возникает вопрос — какого они были пола? Многие исследователи полагают, что излишняя сексуальная озабоченность этих существ была вызвана отсутствием женщин в их обществе — хотя об общественном устройстве кентавров говорить можно лишь условно. У них не было своего государства, они не строили домов, а жили в пещерах и не признавали над собой ничьей власти, уважая мнение лишь самых авторитетных собратьев (например, Хирона).

На самом деле женщин-кентавров было мало — возможно это отчасти объясняет маниакальные повадки мужских особей — но они все же были. Можно вспомнить "Метаморфозы” Овидия, рассказывающие о Гилономе — красивой кентаврице (за неимением более точного термина будем называть ее так), которая не смогла пережить потери своего возлюбленного Киллароса, павшего в разгаре кентавромахии. Обезумевшая от горя Гилонома покончила жизнь самоубийством, бросившись на копье, которым он был убит.

25 Kb

Прекрасные кентаврицы — популярная тема в современном фэнтези-искусстве.

Кентаврицы — это эпизодические персонажи, а не актуальные участницы мифов. Они упоминаются лишь в некоторых произведениях, и всей своей сущностью (красота, преданность, любовь) противоречат типовому образу необузданного, дикого кентавра.

Что касается упомянутых повадок и общественного устройства, то здесь кентавры мало отличались от стадных животных. Гесиод в "Теогонии” говорит: "Беззаконие уничтожит этот город, как это сделали кентавры — поедатели сырого мяса”. Следовательно, кентавры не знали огня, или, как минимум, не использовали его в быту (об этом косвенно свидетельствует то, что Геракл разогнал кентавров горящими бревнами).

Из этого также следует тот интересный факт, что, несмотря на свое "лошадиное” происхождение, кентавры были всеядными, употребляя в пищу и мясо (видимо, добывая его на охоте). Это значительно удаляло их от лошадей и приближало к людям. Однако на самом деле единственное, что роднило классических кентавров с человеком — способность к мышлению и речи. Хотя святой Иероним отказывал им в даже последнем.

При этом... (кентавр)... проскрежетал неведомо что, перемалывая, а не выговаривая слова своей ужасной пастью...

Святой Иероним, "Житие блаженного отшельника Павла”

Внешность кентавров особых вопросов не вызывает. Их человеческое тело "врастало” в лошадиное на уровне талии и ничем особым не выделялось — разве что стоит сказать, что кентавры почти всегда изображались бородатыми (что логично, ведь при своей нецивилизованности они вряд ли стали бы бриться). Их значительная физическая сила дает возможность предположить, что жирных или тощих кентавров не было — все они находились в отличной форме и могли похвастаться "греческой” рельефной мускулатурой. Одежды кентавры, как правило, не носили — хотя Хирон часто изображается в коротком плаще, что, вероятно, должно было подчеркивать его "человечность”.

В средневековье кентавры рассматривались церковью как демоны. Эти существа были надолго забыты, изредка упоминаясь бестиариями, а позже стали использоваться в качестве аллегорического образа живой природы в пасторальной живописи и легкомысленных романтических поэмах.

29 Kb

Сандро Боттичелли. Афина Паллада и кентавр.

Положение существенно изменилось в 19-20 веке. После долгого периода "спячки” кентавры как бы родились заново — на этот раз в литературе. Однако от их прежнего образа почти ничего не осталось — он был существенно переосмыслен писателями, что сделало кентавров более спокойными и цивилизованными.

Как говорилось выше, Хирон хорошо разбирался в астрономии и астрологии. Это обстоятельство впоследствии было распространено на всех кентавров. Считалось, что если уж они — дети природы, то просто обязаны уметь находить с ней общий язык, легко читая судьбу по звездам. Известная писательница Джоан Кэтлин Роулинг в своей первой книге "поттерианы” — "Гарри Поттер и философский камень” — обыграла данную черту кентавров. Садовник Хагрид, блуждая по Запретному лесу, не смог добиться от них ничего более вразумительного, чем таинственная фраза: "Марс сегодня ярче, чем обычно” (намек на грядущую беду).

Они, понимаешь, умные, кентавры-то... Знают про всякое разное... А вот трепаться не любят.

Хагрид, "Гарри Поттер и философский камень”

В "Хрониках Нарнии” Клайва Стейплза Льюиса кентавры также являются олицетворением природы — звездочетами и прорицателями. Пирс Энтони в своих книгах серии "Ксант” (Xanth) уделяет кентаврам, пожалуй, даже большее внимание, чем остальным существам. Люди-кони там выступают полноправными персонажами, героями невероятных приключений, а не просто разумными животными (например, книги "Долина Прокопиев”, "Источник магии”, "Заклинание для хамелеона”).

В той или иной форме кентавров можно встретить не только в фэнтези, но и в научной фантастике. Здесь можно вспомнить продвинутую расу андалитов (кентавры-инопланетяне) из книжной и телевизионной серии "Аниморфы”, придуманную Кэтрин Элис Эпплгейт, а также диковатую расу иштарианцев из романа Пола Андерсена "Планета огня”. Последние больше всего напоминали земных кентавров, так как технологически они были развиты гораздо хуже землян, и принципиально не носили одежду.

15 Kb14 Kb15 Kb

Кентавры в карточной игре «Magic the Gathering».

Если продолжать перечисление инопланетных кентавров, то следует назвать высокоразвитых "Кукольников Пирсона”, или просто "Кукольников” из "Легенд освоенного космоса” Ларри Нивена — правда, у них было всего три ноги, а вместо человеческого тела — змеиная голова. В общении с людьми эти существа предпочитали называть себя именами, аналогичными тем, что были у древнегреческих кентавров — Хирон, Несс, и т. д. "Кукольники” отличались врожденной трусостью, вернее говоря, осторожностью, и консерватизмом.

Титаниды — обитатели спутника Сатурна, упоминаемые в книге Джона Варли "Титан”, были точной копией "земных” кентавров. Клемент Хол в своем романе "У критической точки” описывал обитателей планеты Тенебра, также весьма похожих на кентавров (множество конечностей, примитивный образ жизни, использование копий). Также можно упомянуть Ведранов, придуманных Джином Родденберри — автором знаменитейшего "Стар Трека”. Его кентавры, живущие на планете Тарн-Ведра, были самыми мирными и в то же время самыми могущественными созданиями в галактике.

19 Kb27 Kb

В настольном варгейме «Mage Knight» кентавры входят в эльфийскую армию.

Кентавр в D&D — лесное существо.

Звездные кентавры
82 Kb

Красный карлик Проксима Центавра (в центре фото) — ближайшая к Солнцу звезда.

По некоторым легендам, Хирон и Фол после их смерти были взяты богами на небо (хотя, если верить мифам, Геракл похоронил Фола у подножия горы, которая в наше время так и называется — Фолоя). Астрономия знает два созвездия, которые ассоциируются с этими персонажами — Стрельца (Saggitarius, вероятно, Хирон) и Кентавра (Centauri — Фол), целящегося копьем в созвездие Волка.

Наибольший интерес представляет вторая звездная система Альфа Центавра (она же Ригель Центавра, она же Толиман). "Ноги” кентавра составляют две звезды — Альфа и Бета Центавра (арабы называли их Вазн и Хадар). Проксима Центавра — маленькая красная звезда, открытая в 1915 году, является ближайшим к Солнцу светилом. Расстояние до нее составляет 4,22 световых года. Хадар входит в десятку самых ярких звезд неба.

Звездный кластер NG 5139, известный как "Омега Центавра”, находится от нас на расстоянии около 20 000 световых лет и насчитывает миллионы звезд.

Между орбитами Юпитера и Урана находятся астероиды, относящиеся к группе "кентавров”. Такое название они получили потому, что совмещают в себе признаки астероидов и комет.

* * *

Как уже было сказано в начале статьи, миксантропические существа — это отдельный, и очень интересный блок тем для нашей рубрики "Бестиарий”. На первый взгляд, они представляют собой ходячий (летающий, плавающий) парадокс — данные создания настолько естественны и гармоничны, что древние люди охотно верили в них, хотя даже в те незапамятные времена вполне можно было сделать простейшие выводы о невозможности существования, например, все тех же кентавров.

Последние, следуя логике, должны были иметь две грудные клетки (человеческую и конскую), а также двойной комплект органов — два сердца, два желудка и т.д. Если предположить иное, то кентавр становился своеобразным "инопланетянином” в животном мире Земли — ведь одно из его тел должно было быть "фальшивым”, не имеющим внутри себя ничего, кроме костей и плоти.

И даже если внутренние органы кентавра распределялись неравномерно (например, сердце — в человеческом теле, легкие — в конском), то они не смогли бы поддерживать нормальную жизнедеятельность всего организма. Те, что помещались в человеческом теле, по своим размерам просто не обеспечивали бы потребности конской части тела (в крови и кислороде).

Очевидная несуразность кентавра имеет под собой вполне определенные культурные причины. Дело в том, что вымышленные существа, созданные путем объединения нескольких зверей в одно целое, и создания, являющиеся наполовину животным, а наполовину — человеком, по своей сути мало чем отличаются друг от друга.

Первые — грифоны, мантикоры, пегасы — при определенных обстоятельствах могут быть мудрыми и даже добрыми, а вторые — взять хоть тех же самых кентавров, при всей своей кажущейся человечности на проверку способны оказаться дикими, почти что безумными. В этом и заключается основной "фокус”, или, если хотите — основная особенность художественного образа человеко-животных гибридов. Мифы о кентаврах исподволь внушают нам, что наличие человеческого тела — это еще не залог для высокой культуры и цивилизованности, и, напротив, если кто-то из людей приобретает хотя бы некоторые звериные черты (пускай даже внешние), то такое существо перестает быть человеком во всех смыслах этого слова.



Источник: http://www.mirf.ru/Articles/art791_2.htm
Категория: Кто есть кто в волшебном мире | Добавил: Гоша_Каджи (25.04.2011)
Просмотров: 1190 | Теги: МФ, Фэнтези, статьи, Мир фантастики, Ведьмины сказки, Кентавры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0