Пятница, 26.04.2024, 18:02Вы вошли как магл | Группа "Маглы (гости)" | RSS
Меню сайта
Категории раздела
История магии [2]
Кто есть кто в волшебном мире [11]
Оружейная комната [4]
Теория магии [1]
Разное [28]
Новые картинки
портрет
фэнтези
портрет
живопись
колдунья

Статьи "Ведьминых сказок"


Главная » Статьи » Разное

Михаил Попов - Одна нога здесь...
Нравится
Кратко о статье: Шикарные авто и личные самолеты, комфортные поезда и теплоходы — все эти средства передвижения останутся лишь как дань традиции, когда человечество наконец изобретет способ мгновенно перемещаться из одной точки в другую. Пока телепортация — тема исключительно фантастическая, хотя кто может сказать наверняка, что уже для наших правнуков она не станет обыденностью?

Одна нога здесь…

Телепортация

Барни: Неужели оно наконец заработало? Правда? А то мне до сих пор снятся кошмары про ту кошку…

Алекс: Какую кошку?

Доктор Кляйнер: Дорогая, беспокоиться не о чем, мы существенно модернизировали систему, существенно…

Алекс: Какую кошку?!

Half-Life 2

Из пункта А в пункт Б отправились двое ученых. Первый дошел пешком за семь с половиной минут, а верхняя половина второго участника эксперимента опередила его на такое же время. Внимание, вопрос — за сколько минут до старта лаборант пролил кофе на пульт управления и где нижняя половина более быстрого ученого?

Сколько раз мы видели это? Только что все было спокойно — и вдруг в тылу ударного флота Конкордии появляется Х-крейсер, вынырнувший как будто из ниоткуда. Обратный отсчет — и взвод спецназовцев марширует через Звездные Врата навстречу неизвестности. Если телепортатор срабатывает неправильно, это верный знак того, что перед вами либо ужасы, либо комедия. В «чистой» научной фантастике все моментальные путешествия совершаются легко и непринужденно, отличаясь друг от друга лишь визуальными эффектами. Но как обстоят дела на самом деле? Есть ли у нас основания для подобного оптимизма?

Сказочные путешествия

Экспедиции Магеллана потребовалось 3 года, чтобы обогнуть Землю. Прошло почти 5 веков, но главным фактором дальних путешествий по-прежнему остается время. Гагарин облетел нашу планету за 1 час 48 минут, а американцы на «Аполлоне-8» впервые добрались до Луны за 3 дня.

Понятно, что с этим надо что-то делать, ведь царю природы не пристало ходить пешком. Выход имеется только один — телепортация, то есть моментальный или неуловимо быстрый перенос объекта на неограниченные расстояния без его физического прохождения по пространству между этими двумя точками.

Сергей Лукья… То есть Чарльз Форт.

Термин «телепортация» придумал Чарльз Форт (1874—1932) — американский писатель, увлекавшийся оккультизмом и паранормальными явлениями. Исследуя такие вещи, как дожди из лягушек, случаи самовозгорания, исчезновения и появления людей, он предположил, что в мире существует некая сила моментального переноса, называемая «телепортация» (от слияния греческой приставки «теле» — далеко, и устаревшего понятия «транспортация»).

 

Пентаграмма — стандартная телепортационная платформа для фэнтези. Но иногда ее можно встретить и в фантастике (кадр из Doom 3).

Проще всего это делается в фэнтези. Персонажам таких «многосерийных» игр, как Diablo, Elder Scrolls или Warcraft, достаточно лишь прочитать соответствующее заклинание, которое зачастую так и называется — «Телепортация». Наиболее распространены два варианта магического переноса.

В первом случае возникает светящийся портал, который будет висеть в воздухе до тех пор, пока им не воспользуются. Пройдя через него, герой моментально оказывается в нужном месте (просто «выпадает» из пустоты, либо портал выхода закрывается прямо за его спиной).

Игроки, как правило, не могут открывать стабильные порталы, позволяющие совершать регулярные рейсы «туда и обратно», так как это может существенно нарушить баланс игры. «Многоразовые» телепортаторы устанавливаются непосредственно ее авторами либо генерируются случайным образом.

Во втором случае перенос осуществляется безо всяких волшебных врат. Заклинание применяется непосредственно на переносимый объект, затем происходит какой-нибудь световой эффект — и, собственно, телепортация. Место назначения определяется на карте курсором или, например, предварительно выставленным магическим «маркером» (игры серии Elder Scrolls).

Механизм волшебной телепортации практически никогда не уточняется — это чудо, и все тут. Однако его все же можно изучить по ряду косвенных признаков. Например, затраты «маны» (магической энергии) на телепортацию никогда не зависят от того, сколько у вас предметов в инвентаре. Вы можете телепортироваться голым, а можете обвешаться оружием с ног до головы — расход «маны» будет одинаков. Следовательно, магия на некоторое время пробивает тоннель в пространстве, по которому проходит любое тело независимо от его массы.

 

Архимаг из Warcraft 3 — ходячий, вернее, скачущий телепортатор.

В фэнтези существует негласный принцип — телепортация доступна лишь опытным магам. Это довольно сложное заклинание, которое не может быть применено малоопытными в колдовских делах персонажами без существенных ограничений (свитки телепортации могут перенести любого героя — но обычно лишь в ближайшее безопасное место, например город). Чем опытнее маг, тем эффективнее его телепортация. В игре Warcraft 3 архимаги 6 уровня могли «прихватить» с собой до 24 боевых единиц.

4 кита телепортации

В играх типа Duke Nukem, Doom, Quake или Unreal достаточно забежать на платформу телепортатора — и ты тут же оказываешься черт знает где, черт знает как и черт знает зачем. Но в реальности все гораздо сложнее. Если рассматривать телепортацию лишь как переход из одного места в другое без видимого перемещения в нашем мире, этот процесс можно классифицировать по 4 основным видам.

Психическаятелепортация (феномен аппорта) предполагает мгновенное путешествие без помощи техники, одной лишь силой воли. По очевидным причинам такой процесс доступен лишь избранным людям и часто описывается в религиозном контексте. Семнадцатая сура Корана рассказывает о том, как однажды ночью Аллах перенес уснувшего пророка Мухаммеда из одной мечети в другую (в исламе эта история называется Исра), а Библия описывает похожий случай с апостолом Филиппом.

Главный недостаток телепортаторов — из них иногда лезут злобные твари (снимок из игры Prey).

Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

Деяния; 8:39, 8:40

Святой апостол Филипп.

Не следует путать психическую телепортацию с так называемой «астральной проекцией» — перемещением души вне тела. Это относится к области визионерства, основной целью которого становится не путешествие как таковое, а получение неких пророческих сведений.

Гулливер Фойл («Звезды — моя цель»). Рисунок Криса Мура.

Наиболее удачным примером психической телепортации в фантастике стал роман Альфреда Бестера «Звезды — моя цель» (другое название — «Тигр! Тигр!», 1956), предвестник той литературы, которую впоследствии назовут «киберпанком». По его сюжету люди будущего научились телепортироваться силой мысли (процесс назывался «джонт»), однако свобода такого передвижения ограничивалась планетарными масштабами. Наморщить лоб и перепрыгнуть с Земли на Марс было невозможно. Способность к психической телепортации существенно изменила криминальную и экономическую обстановку в мире. К примеру, женщины из высшего общества для пущей безопасности запирались в специальные «телепортационно-непроницаемые» комнаты.

Подпространство (гиперпространство, иное измерение) часто служит «короткой дорогой» в космосе, однако к телепортации оно относится лишь косвенно. Последняя обычно рассматривается как очень скоротечный процесс, а передвижение по подпространству всегда отнимает время.

Подробно останавливаться на данном виде «телепортации» мы не будем, так как фантастические способы путешествия в космосе заслуживают отдельной статьи. Следует лишь упомянуть, что в ранние годы научной фантастики гиперпространственными скачками обычно назывались полеты со сверхсветовой скоростью (здесь можно вспомнить «Звездные войны»).

   

Гиперпереход в «Звездных войнах».

Позже под этим термином стали подразумевать перемещение по некоему особому «сжатому» пространству, которое соотносится с нашей Вселенной в такой пропорции, что, пройдя тысячу километров в подпространстве (пускай даже на обычных двигателях), корабль выныривал в нашей реальности за несколько парсеков от места своего старта. Подобное можно встретить даже в фэнтези — например, драконы Перна (Энн Маккефри) демонстрируют разновидность психической и подпространственной телепортации.

Обычный для кинофантастики вид червоточины — светящийся водоворот (кадр из сериала Star Trek: Deep Space Nine).

Искривление пространства — самый популярный фантастический способ телепортации. Представьте себе, что Вселенная — это яблоко. Для того, чтобы попасть с одной стороны плода на другую, червяку потребуется определенное время. Но если он найдет в яблоке дырочку или прогрызет ее сам, то его путь окажется гораздо короче.

В теории это не противоречит законам физики. Однако для того, чтобы вмешаться в структуру пространства и «притянуть» две его удаленные области друг к другу (или просто «пробить» сквозной туннель), потребуется такое количество энергии, которое вряд ли будет доступно человечеству в обозримом будущем.

С другой стороны, глобальные астрономические процессы в нашей Вселенной достаточно мощны, чтобы сформировать такие «червоточины» естественным путем. Возможно также, что искривленное пространство будет стабильным и сохранит свои свойства даже после прекращения энергетической подпитки, либо будет возникать периодически в самых неожиданных местах (кинокомедия «Окно в Париж»). Перспективными кандидатами на роль «ворот в пространстве» считаются черные дыры, так как происходящее за «горизонтом событий» до сих пор остается загадкой.

Не исключено, что при искривлении пространства человек попадет в нужное место, но совсем в ненужное время. Такой вариант развития событий может превратить телепортатор в полноценную машину времени (Хроносфера из игры Command & Conquer: Red Alert), либо в самое медленное транспортное средство на свете. Например, первая телепортация Гордона Фримена из Half-Life 2 прошла с ошибкой. Ученый полминуты «болтался» между разными точками Вселенной, а потом вынырнул в Городе 17 — но не в день отправки, а неделю спустя.

 

Телепортатор в Half-Life — снаружи и «изнутри».

Информационная телепортация — разложение путешественника на элементарные частицы, передача информации о первоначальной структуре его тела на значительное расстояние (со скоростью света или чуть медленнее) и воссоздание «клиента» в другом месте. Считается, что этот вид телепортации был одним из первых в научной фантастике — он описан в рассказе Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877).

Там рассказывалось об ученом, который обнаружил способ разложения тел на атомы и передачи их по телеграфным проводам с последующей сборкой. Первый опыт на кошке прошел удачно, однако когда изобретатель решил проверить это на себе, аккумулятор его телеграфной машины разрядился сразу после «трансляции» головы.

Один из самых узнаваемых телепортаторов — Звездные Врата вселенной Stargate.

Идею подхватил Конан Дойль, написав в 1927 году рассказ «Дезинтеграционная машина» про ученого Теодора Немора, построившего прибор для атомарной «разборки» и «сборки» любых объектов. Впрочем, писатель не стал развивать тему информационной телепортации, охарактеризовав это изобретение как страшное зло.

Управляющая панель Звездных врат и «фонтан», возникающий при их активации.

Писатель Джордж Лангелаан сделал тот шаг, на который не решился Дойль, — превратил его пессимистичную историю про дезинтегратор в еще более мрачный рассказ «Муха», опубликованный журналом «Плейбой» в 1958 году. Этот сюжет, хорошо известный нам благодаря экранизации Дэвида Кронненберга (1986), заложил главный стереотип телепортации — неожиданные внештатные ситуации, позволяющие фантастам обыгрывать ситуации в стиле «что-то пошло не так».

Встречаются такие разновидности информационной телепортации, при которых исходный объект не распыляется на составляющие. В случае с транспортировкой человека это создает очень серьезные проблемы, ведь после телепортации где-то появляется его стопроцентная копия. Этой теме посвящена книга Джеймса Патрика Келли «Думай как динозавр», завоевавшая премию «Хьюго» в 1996 году (информация о женщине была передана на другую планету, но ее «оригинал» не уничтожили из-за отсутствия подтверждения о прибытии).

Телепортационные врата часто можно встретить и в космосе (кадр из игры X3: Reunion).

Это интересно
  • Информационная телепортация (вернее говоря — перенос элементарных частиц лучом) стала чрезвычайно популярной благодаря культовому сериалу Star Trek. Экипаж «Энтерпрайза» путешествовал на небольшие (до 40 000 километров) расстояния посредством транспортационного устройства, переносившего их субатомные частицы специальным лучом. Этот прием был придуман не от хорошей жизни — создателям сериала просто не хватило денег на дорогие спецэффекты, требовавшиеся в том случае, если бы «Энтерпрайз» каждую неделю садился на новую планету.
  • Телепортатор может принимать самые причудливые формы. В фильме «Матрица: Перезагрузка» и сказке «Алиса в Стране Чудес» был длинный коридор с дверьми (нечто похожее имелось в мультике «Корпорация монстров»), в «Хрониках Нарнии» — волшебный шкаф, в «Хрониках Амбера» — игральные карты, а в игре Myst — книги.

Телепортационные платформы в «Энтерпрайзе» и «Вояджере» (сериал Star Trek).

Проблемы?

Среди всех других способов телепортации информационная — наиболее реальная с научной точки зрения. В данной области были достигнуты определенные успехи — начиная с 1998 года различные лаборатории мира смогли осуществить квантовую телепортацию — то есть передачу квантового состояния от одной простейшей частицы к другой.

Лазерная установка в лаборатории CESAR (Теннеси, США), используемая для экспериментов по квантовой телепортации.

На нынешнем этапе развития технологий это теоретически означает возможность создания нового вида связи — защищенной от перехвата, не ограниченной расстояниями и не подверженной действию помех. О телепортации атомарных структур речь, увы, пока не идет.

Даже когда ученые смогут сконструировать полноценный телепортатор, его применение вызовет немало вопросов. Первым среди скептиков окажется церковь, ведь, во-первых, распыление тела в точке отправки — узаконенное убийство, а во-вторых, разве можно скопировать нематериальную человеческую душу?

Труды Плутарха донесли до нас старинный греческий парадокс «корабля Тесея». Судно было сохранено афинянами в память о герое, однако с течением времени гнилые доски приходилось заменять новыми одну за другой — и так до тех пор, пока кто-то из философов не спросил: «Является ли этот корабль тем же, чем он был ранее?».

Другой вопрос — а можно ли будет воссоздать не только мозг, но и его электрохимическое состояние в момент отправки? Физиология мышления и памяти изучена еще очень плохо. Лезть в такие тонкие материи с дезинтегратором и атомарным ассемблером — все равно что проводить трепанацию черепа при помощи пилки для ногтей и канцелярского степлера.

 

Телепортация часто бывает одной из способностей супергероев. Magneto умел открывать «червячные дыры», а Nightcrawler — выходить в другое измерение.

Информацию об атомарной структуре человека вряд ли можно будет скопировать даже на самый «продвинутый» лазерный диск будущего. При передаче такого сногсшибательного объема сведений на большие расстояния не исключена вероятность помех и ошибок, из-за которых путешественника, «собранного» в конечной точке его маршрута, можно будет сразу же отправлять в зоопарк.

Ошибка при телепортации. Традиционное «Ну как вы добрались?» здесь уже неуместно.

У Стивена Кинга есть рассказ «Долгий Джонт», в котором он исследует человеческое восприятие времени и показывает еще одну возможную опасность информационной телепортации. Его персонажи отправляются «по частицам» с Земли на Марс, предварительно погружая себя в сон. Если этого не сделать, то плоть перенесется за доли секунды, а бодрствующий разум (в отличие от тела — неделимый элемент) станет ощущать время искаженно, проделывая тот же самый путь за миллиарды лет. Чистый ум, застрявший в небытии, сходит с ума, а по возвращении в тело дает ему команду на долгожданную смерть.

Сон и время

Характерно, что в вышеупомянутой суре Корана пророк Мухаммед «телепортировался» во сне. Более поздние легенды, возникшие вокруг этой истории, сообщают любопытные подробности, напоминающие о «Долгом Джонте» Кинга. Аллах якобы не перемещал пророка лично, а прислал за ним архангела Джибраила (Гавриила) и волшебного коня Бурака, имевшего крылья орла и лицо женщины. Сказочный зверь случайно задел копытом кувшин, после чего перенес пророка в Иерусалим, а оттуда — на небеса, к трону Аллаха (данная часть путешествия называется Мирадж). Вернувшись, Мухаммед обнаружил, что вода из опрокинутого кувшина даже не успела вылиться.

Манускрипт 14 века, изображающий Мухаммеда верхом на Бураке.

* * *

Что такое телепортация? Ключ ко всем дверям Вселенной или верный шанс растолстеть, лишившись необходимости ходить пешком на большие расстояния? На этот вопрос смогут ответить лишь наши далекие потомки. Именно они смогут утром отправиться работать на лунной базе, обеденный перерыв провести в уютном чешском ресторанчике, а вечер встретить под двумя марсианскими лунами на берегу рукотворного моря.



Источник: http://www.mirf.ru/Articles/art1511.htm
Категория: Разное | Добавил: Гоша_Каджи (13.09.2011)
Просмотров: 975 | Теги: МФ, телепортация, Мир фантастики, Фэнтези, статья, фантастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0